Обратная связь

Обязательные поля

8(911) 977-49-11
Обратная связь

Особое мнение

                                                                                                           Журнал «Помещик», май 2006

Особое мнение.

Константин Бордунос,  магистр  экономики, юриспруденции и психологии, бизнес-тренер

Поговорим об экономике?

 В 2004 году Нобелевская премия в области экономики была присуждена американскому экономисту Каханемману за то, что он доказал, что экономика не является точной наукой. Суть его открытия заключается в том, что экономика как наука  предоставляет определенные инструменты, но само по себе  знание этих инструментов, умение их применять, не является гарантией успеха в бизнесе.  Каханемман утверждает, что в экономике действуют три фактора, которые и определяют будущий успех предприятия, бизнесмена.

Первый фактор связан с классической подготовкой в  менеджменте. Это все то, что преподают в государственных  и частных университетах, МВА, изучают на тренингах.  Все это является необходимым, но недостаточным условием, для того, чтобы быть успешным в экономике.

Второй фактор успеха по Каханемману – это интуиция самого оператора, применяющего известные ему  из университетов и т.п. технологии, инструменты. Но интуиция не является предметом науки «экономика». Это предмет науки «психология». Следовательно  свое открытие Каханеман делает  на «стыке» двух различных наук.

Третий фактор, определяющий успех в бизнесе – это отсутствие эмоций в момент принятия решения. Сделав большую выборку в своих исследованиях, Каханемман доказал, что если человек находится в сильном эмоциональном состоянии (ревность, зависть, страх, радость и т.д.), то степень точности в принятых им  решениях  резко падает. Чем меньше эмоция, тем  выше  точность принимаемого Вами в данный момент времени решения.

Другими словами, формула успеха в экономике предприятия по Каханемману – это базовые знания плюс интуиция минус эмоции.

О деньгах.

Основным критерием успеха в экономике любого предприятия является его прибыль или стоимость  компании на рынке. Существует много определений термину «деньги». Остановимся на одном из них. Деньги - это эквивалент (бумажный или магнитный) количества и качества энергии, вложенной в товар или в услугу.  Понимание нами того, что деньги являются следствием или эквивалентом энергии, перемещают нас в вопрос: что же является причиной? Ответ: энергия. А что есть энергия? Какая энергия?

Например, предположим, что стоимость основных и оборотных средств компании «Союз Виктан» составляет 100 млн. долларов. Но на рынке ее акции, т.е. эту компанию можно купить за 800 млн. Что это за разница между 800 и 100 миллионами? 100 млн. долларов – это «количество» энергии, а 700 млн. – это «качество» энергии, бренд под названием «Союз Виктан».

Или сравним, например  картины Сальвадора  Дали и какого-нибудь неизвестного художника. Стоимость красок, холста, рамы, кисточки, времени, затраченного на создание картины, другими словами, «количество» вложенной энергии в эквиваленте примерно одинаково, а  вот «качество»  разное.

Итак, если мы захотим выйти из мира следствий и войти в мир причин,  тогда мы должны начать анализировать энергию, а не деньги сами по себе, т.е. энергию в ее количественном и качественном выражении. Но термин «энергия» - это предмет изучения науки «физика». Следовательно, будущим нобелевским лауриатом в области экономики скорее всего будет – ученый,  имеющий образование и физика и экономиста.

 Агрессия-это ключ к успеху.

 Итак, чем же физика и психология  могут помочь  экономике? Что такое «энергия» и  где ее, эту энергию брать? Пример. Маленькая рыбка съела планктон, получила энергию, а ее съела большая рыбка – тоже для того, чтобы получить энергию. Для маленькой рыбки то, что ее съели – это зло, для большой рыбки это добро, потому что она продолжила свое существование.

В бизнесе, политике, личной сфере все то же самое. И вопрос морали, этики здесь уходит на второй план. Выигрывает тот, кто агрессивен. Агрессия – это инстинкт, она заложена во все живое на этой планете, начиная от букашки, травинки, заканчивая людьми. Даже дети, пока им не навязали стандарты  этики, морали,  ведут себя всегда агрессивно: кроватка - моя, игрушка – моя, мама – тоже моя, вот вырасту – женюсь на маме, потому что сейчас мама – еще и папина, это потому, что я пока еще маленький.

Дерево растет тогда, когда оно агрессивно, выживая  всех тех, кто ему мешает, иначе его самого выживут (одна поездка в лес -  и Вы в этом убедитесь).

Следовательно, основным качеством лидера, является агрессивность. Это является залогом победы в будущем.

Это не значит, что я должен выйти на улицу, размахивая битой и круша все подряд. Говоря об агрессивности, нужно понимать, что существуют два ее вида. Первичная структура агрессивности, это то, что есть на уровне инстинкта: игрушка - моя, бизнес - мой,  люди - мои, задача -  моя, проблема - моя, я должен все это решать. Первичная структура агрессивности и движет эволюцию на всей планете. Формула известна давно: «Vedi, Vini, Vici». Чья это формула, и какие результаты она приносит – известно. В русской версии это так: «Пришел, Увидел, Победил. А вот агрессивность вторичная – это следствие нереализованного человеком потенциала, неэффективное действие. Например, я вижу проблему, но не могу ее решить. Я вкладываю время, деньги, опыт, знания в решение какой-либо задачи, и естественно, хочу получить хорошую отдачу, прибыль. Например, вкладывая 10, я рассчитываю получить 30. А если вместо ожидаемых 30 я получаю 3?  И, как факт, чаще всего  руководители, сталкиваясь с неэффективным результатом, переходят в агрессивное состояние. А агрессивность  в этом случае – это признак слабости: это значит, что этот вид агрессии – следствие непрофессиональных, неэффективных действий.

А это уже вторичная агрессивность, то есть прямая дорога в  стресс. Вывод: для успеха в экономике необходимо культивировать, выращивать инстинкт агрессивности в его первичной структуре.

 Энергия денег.

 Для того чтобы управлять деньгами, денежными потоками, нужно научиться управлять энергией. А этому нигде не обучают. Это – «физика». А «физика» не занимается экономикой. И что делать? Попробуем провести собственные изыскания. Итак: Физики утверждают, что информация меняет направление движения энергии  (теория торсионных и спиновых взаимодействий) – раздел ядерной физики, то есть информация  - первична, энергия – вторична.

Как это понять нам, как «пользователям» на «обыденном» уровне? Приведу упрощенный пример, того как информация воздействует на энергию и,  как следствие, -  на результаты. Недавно я смотрел по телевидению канал «Про животных» (Animals) и увидел такую сцену. Рысь гналась за зайцем по зимнему лесу. Через какое-то время они вместе выбежали  на поляну. Заяц продолжал  прыгать над снегом, с прежней скоростью, рысь же стала вязнуть в глубоком снегу и, пробежав метров 15, она остановилась. Комментатор объясняет причину остановки рыси в том, что количество энергии, которую затратит рысь на то, чтобы  догнать зайца, превысит,  количество  энергии,  полученной рысью от съедения  этого зайца. И как рысь об этом знает? Она что, производит маркетинговые исследования или подсчитывает количество калорий, джоулей? Нет, она это знает на уровне инстинкта и так принимает решение -  бежать дальше или останавливаться. Но инстинкт – это информация.

Когда я говорю о том, что лидер должен научиться работать с информацией, это значит, что он должен научиться точно определять, стоит ли ему «гнаться за  зайцем», исходя из конъюнктуры рынка, со всеми составляющими рисками, конкурентами, курсами доллара, законодательствами и т.п. или лучше отказаться от этой идеи. Вот в чем инстинкт агрессивности, вот как работает интуиция, вот как происходит процесс управления энергией.

 Формула успеха

 Интуиция - это один из источников информации. Если бизнесмен  научится безошибочно  выделять среди всех существующих информационных источников тот канал, который называется интуицией, это означает, что он  приобретет   100% точность. В этом заключается открытие  Каханеммана, произведенное в области экономики.

 Врезка

Если изучить биографии самых богатых людей планеты, представленных  журналом «Форбс», то можно узнать, что в первой десятке  8  человек не имеют высшего образования вообще, а 2 получили его, уже став миллиардерами. О чем  свидетельствует этот факт?  Эти люди добились успеха благодаря своей интуиции. Естественно  это вовсе не означает, что нет  необходимости обучаться. Потому что интуиции проще работать, когда у оператора существует набор знаний, технологий, опыта (т.е. есть из чего выбрать). И остается главный вопрос: как научиться выделять, идентифицировать информацию, идущую от интуиции? Об этом – в следующей статье.