Обратная связь

Обязательные поля

8(911) 977-49-11
Обратная связь
Главная Статьи об обучении Кто у нас тут главный?

Кто у нас тут главный?

Вместо библиографии

 Практики считают, что нормальной литературы по теории лидерства нет. Авторы книг на эту тему делятся на три категории: психологи, преподаватели вузов и те, кто пишет книги под фамилией «от великого». Первые получили образование и стали проводить социологические исследования, на основании которых рождаются научные труды, однако ни у одного из них за плечами нет своего бизнеса. Вторые пишут. Потому что им надо издавать книги. Но сколь бы ни были умны их статьи, сами профессора остаются лишь преподавателями, наемными работниками. За громкими фамилиями же, как правило, скрываются обычные копирайтеры - универсалы, которые могут состряпать книгу на любую тему.

 Для психологов-теоретиков все нижеследующее –простые и банальные вещи. Именно поэтому их сложно найти в литературе в систематизированном виде.

 Кому сказать «спасибо»?

 Почему говорят, что лидер – это от Бога? Потому что это проявляется уже в детстве. Пройдемте в детский сад! В любой группе вы увидите маленького человечка, который сидит посредине песочницы и вещает окружающим:

- Ты, ты и ты!

- А можно, я тоже? – робкий вопрос с фланга.

- Можно. Быстро к воспитательнице за совочками.

И дальше:

- Ты – за ведерком, ты – мячик принеси…А вы, гражданин, вообще из какой песочницы будете? Не из нашей? Пшли вон!

То есть он уже руководитель. Можно говорить о том, что лидерство – это проект человека, его талант, дар, заложенный с рожденья. Сродни слуху. Лидерство – это то, что нельзя приобрести, если у тебя это нет изначально.

Однако для того, чтобы проект реализовался, нужно приложить еще немало усилий. Схематично все уровни реализации лидера можно изобразить так:

ПРОЕКТ

ИНТУИЦИЯ        

ИДЕЯ  

ДЕЙСТВИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Эффективность деятельности – прибыль. Результативность отличается от нее тем. Что она может быть как положительной, так и отрицательной, и измеряется в процентах, в долях рынка. Например, процент количественной дистрибьюции: сколько из ста процентов потенциальных клиентов я обслуживаю по всем возможным каналам сбыта.

К результатам ведут следствия. До действий человек рождает идею. Все, что до этого уровня, –бессознательное. То, где находятся инстинкты, рефлексы, интуиция…

Но все это не имело бы значения, не будь у человека таланта, природного проекта. Кто-то с детства пишет стихи – например, Пушкин. Но это не его заслуга. Если твои голосовые связки дают тебе возможность петь в три октавы, если у тебя музыкальный слух, математический склад ума от природы – это не заслуга человека, это его природный проект. Лидерство как раз один из таких проектов.

 We don’t need your education

Любая социальная система – от детсада до очереди в ветеранском магазине – направлена против лидерства. Все мы помним, как натыкались на острые углы примерно вот таких фраз: «Я – последняя буква в алфавите», «Не будь эгоистом» (кстати, что такое эгоист? Ego ist по-латыни «я есть, я существую»), «Раньше думай о потом о себе», «Не высовывайся (из окон в том числе)!», «Равняйсь, смирно..!»…впрочем, ладно, увлеклись. Социальная среда и культура воспитания не предполагает образования для лидера. А образование – это очень важно. Если у тебя трехоктавный голосовой диапазон, но нет музыкального образования – ты ноль.

Однако ни университеты, ни школы не учат, как воспользоваться таким инструментом, как лидерство. Потому что системе не нужны лидеры. Это как раз причина спроса на тренинги лидерства. На Западе они занимают первое место по популярности. Программу лидерства помогают развить человеку, к котором она заложена.

 Охота за лидером

Как известно, уровень профессиональной компетентности определяется по трем составляющим: уровень знаний, опыт (что человек делал из того, что он знает) и личностные качества. Лидерство – это личностное качество. Чаще всего во время проведения собеседования обращают внимание на послужной список, то есть на знания и опыт. Но сегодня очень важно, чтобы у человека были еще и амбиции. За такими людьми на самом деле уже давно идет охота. Потому что знания – это приложение.

Находя амбициозных молодых людей на первых курсах вузов и в школах, компании сопровождают их на протяжении всей учебы. На время каникул их уже приглашают в фирму. У такого человека есть время заразиться корпоративным духом, он уже знает, куда идет работать и для чего. Компания вкладывает в него ресурсы, потому что видит в нем будущего потенциального high – top- или top-менеджера. Или руководителя структурного подразделения.

Помимо амбиций есть еще одна важная составляющая лидерства – профессиональные навыки. Человек должен стать профессионалом номер один в том вопросе, которым о занимается.

 Семь составляющих лидерства

  1. Природный потенциал, которым лидер наделен от природы, изначально отличает его от общей массы. Таких людей примерно 20%. Однако не все 20 «доходят до финиша», потому что лидерство, как и голос. Можно потерять. От проекта до эффективности доходят 7-8% остальные потребности роста.
  2. Технико-рациональное развитие. Стимулом для роста лидера в этом направлении всегда является проблема. Причем, если проблема решена, то опыт, накопленный в процессе ее решения, значительно превышает вложенные ресурсы. И это будет способствовать личностному росту. Сюда же можно отнести стрессы. Для руководителя стрессовая ситуация уже давно стала нормой, потому что бизнес – это война. Причины возникновения стрессовой ситуации всего две:  1)  я неправильно определил направление вложения ресурсов (решаю не свою проблему). То есть я вкладываю, но не получаю отдачи. Сам я не расту при этом. Выходит, идея неверная, бизнес-план ошибочный, действия ошибочные (по нашей схеме), результаты отрицательные, эффективность отсутствует. Это ошибка в действиях. Соответственно, и в сознании.  2) Направление выбрано верное, бизнес-план точный, но не хватает менеджмента, инструментов, технической подготовки, «профессионального знания». Я затрачиваю непомерное количество усилий, решаю проблему, но в результате получаю отдачу меньше.
  3. Амбиции – это волевое стремление решать максимальный круг проблем. Должна быть готовность платить цену за свою исключительность. По сути. Речь идет л воле, а это то, что тренирует. Воля важна точно так же, как и ум. У человека со слухом может не хватить воли закончить консерваторию. Или найти возможность и поехать в Ла-Скала продолжить образование. Получить дополнительно 2-3 высших образования.
  4. Любовь к своему делу – дело должно стать смыслом жизни. До такой степени, чтобы все внутри начинало дрожать, когда ты занимаешься тем, что тебе нравится. Этот азарт позволяет окунаться в работу с головой, забывая обо всем на свете.
  5. Немаловажная составляющая лидера –профессиональные знания. Вот например: в 2003 году компания «SONY» вывела на рынок 5000 новых изделий. Это означает, что каждые три часа в производстве выходила новая модель. То есть информационный поток настолько возрастает, мир меняется так стремительно, что если лидер в какой-то момент прекратит заниматься своим профессиональным развитием, то через какое-то время он уже будет вне игры, ведь сегодня продается только конкурентное отличие.Более того: к 30-40 годам любой лидер рассматривает еще 2-3 вероятных проекта инвестиций – кроме того, чем он занимается. Он могут быть параллельны его бизнесу, а могут иметь другое направление, в котором лидер точно так же начинает собирать информацию, чтобы быть компетентным. Будучи изначально человеком творческим., креативным, лидер не может 8-10 лет заниматься одним и тем же – ему становится скучно. Проект не реализуется. Все растет, все движется, но когда степень его компетентности достигла 97-100%, он в какой-то мере теряет интерес к теме.
  6. Внутренне одиночество - инструмент для идентификации. Если ты не одинок, значит, ты не сможешь говорить от своего лица. Потому что ты будешь брать за критерии мораль, культуру, традиции, мнения друзей, семьи, компаньонов – настройка сбивается. Изначально нужно быть настроенным только на себя. А чтобы настройка не сбивалась, нужно постоянно держать этот компас в ракурсе «подходит ли это мне?». Все лидеры всегда одиноки.
  7. Рациональность, основанная на интуиции. Таким качеством, как интуиция. Обладают все люди. Но лидер, исходя из того, что у него изначально больший потенциал, более чувствителен, гибок, силен – как вожак в стае. Поэтому задача лидера – научиться использовать интуицию осознанно, сделать из нее инструмент. Формализовать свое интуитивное видение. Этому как раз способствуют тренинги. Можно научиться всему – был бы талант.