Как стать богатым...
На эту тему написано много книг, их диапазон очень широк – от парапсихологии до наукообразных рассуждений с формулами. В основном они написаны людьми, никогда не владевшими и не управлявшими бизнесом. В лучшем случае мы можем найти книгу, подписанную успешным владельцем бизнеса, написанную кем-то другим – журналистом или профессиональным писателем. Но даже в этом случае польза о таких книг весьма условна – ведь удачливые бизнесмены умеют в первую очередь заработать деньги, и вовсе не их задача – учить этому других людей.
Не делай по сему!
Для того чтобы добиться успеха, надо научиться принимать правильные решения. Это аксиома. Но большая часть сегодняшнего бизнес - образования, отталкиваясь от этого очевидного посыла, пытается достичь результата не совсем верными – а иногда и вовсе неверными – методами. Подавляющее большинство книг и учебных пособий, практических курсов в бизнес - школах и обучающих кейсов в крупных корпорациях построены на примерах. Они рассказывают о том, какие именно были приняты правильные решения, правильные или неправильные, в конкретных маркетинговых ситуациях и оценивают усвоение материала по тому, насколько близко к «правильному» пути подходит обучаемый ими менеджер. Все это напоминает средневековую цеховую систему обучения, когда старый мастер брал ученика за шкирку, говорил «Делай по сему!» и передавал таким образом свои тайные знания избранным потомкам. Но то, что было эффективно в средние века при обучении скорняжному мастерству, вряд ли так же хорошо работает в наше время при обучении самому сложному в мире искусству – искусству добиваться успеха.
Если бы все люди, команды и структуры были одинаковы, как молекулы в идеальном газе, то тогда, наверное, имело бы смысл учить всех одним и тем же законам бизнеса на одних и тех же примерах. Но контекст, в котором принимается правильное или неправильное решение, - это не только внешний мир с его конкурентами, курсами валют и национальными особенностями рынков, это в первую очередь взаимоотношения с этим миром конкретных людей. Это означает, что изучать и запоминать примеры правильных и неправильных решений конечно, следует, но вот руководствоваться только этими примерами во время принятия своего решения категорически не стоит. Иначе вы уподобитесь тем выпускникам Гарварда, которые были признаны профессорами самыми успешными студентами за всю его историю – и 8 из 10 этих отличников успешно завалили свои бизнесы в первые же 5 лет самостоятельного управления ими. Чем же следует руководствоваться, принимая верные решения?
Вы просто так, а я - Бэтмен!
Ответ на этот вопрос очевиден даже с точки зрения обычного смысла. Исходя из заданных на стыке конкретного, зависящего от руководителя и окружающих его людей, то есть субъективного, бизнеса и общего для всех, независимого от наших желаний, то есть объективного, внешнего мира, - правильное решение примет тот руководитель, который:
- точно знает, к чему стремится (то есть у него есть критерий правильности);
- объективно оценивает возможности своего бизнеса и своей компании (потому что знает в тонкостях бизнес - структуру и собрал вокруг себя единомышленников);
- хорошо представляет себе внешний мир, в частности, рынок своего бизнеса и его конкурентную среду.
Другими словами, правильное решение – это решение, принятое настоящим лидером, а самый верный путь сделаться человеком успешным - это таким лидером стать или, по крайней мере, попасть в команду, которую он возглавляет.
Но можно ли определить, кто просто так, а кто – Бэтмен, кто является настоящим лидером и приведет себя и своих людей в Землю Обетованную? Да, можно, и сделать это не так трудно, как кажется. По-настоящему успешный человек должен обладать совершенно определенным набором качеств. Далее эти качества будут названы и подробно описаны, так что любой читатель этого текста может оценить по 10-балльной шкале, насколько они выражены в нем самом и в его коллегах и партнерах. Главное - не забывать о том, что если у вас есть задатки, то все остальное не более чем вопрос самодисциплины и обучения.
Зерна отольются в пули
На первом месте, разумеется, стоит мощь природного потенциала лидера. В отличие от остальных людей, уже начиная с 3-4 лет (это абсолютно точно; в рамках нашей школы лидерства мы работаем с детьми этого возраста, и задатки в них уже проявляются) лидеры автоматически, не прилагая к этому специальных сознательных усилий, строит всех вокруг «под себя». Именно вокруг них собираются в кучки остальные дети. Именно лидер организует их на какие-то совместные действия – хорошие или плохие, неважно. Чаще всего на плохие, потому что он находится «в противофазе» с теми, кто обладает формальной властью, «властью погон»: нянями, воспитателями, родителями. Будучи неформальным лидером, он определяет внутренние законы, по которым живет коллектив в школе: вот этого учителя «мочим», а этого – нет, двигаем со всеми на субботник или потихоньку покупаем ящик пива, и в «сад». Кстати, поэтому большинство настоящих лидеров не являются образцами примерного поведения и редко получают благодарственные дипломы и золотые медали; если они и добиваются хороших аттестатов, то, как правило, не из-за отличных знаний, а путем выстраивания отношений.
Каждой свинье – по пятаку
Природный потенциал проявляется с самого рождения ребенка, и он либо есть, либо его нет. Но он по сути своей виртуален. Из желудя, бесспорно, может вырасти дуб, и из точно не вырастет кукуруза или одуванчик. Но он может дубом и не вырасти – если его съела свинья, или его сломали, когда он был всего лишь ростком. Виртуальные задатки лидера должны себя проявить. Поэтому второе качество лидера – это развитие природного потенциала через преодоление противодействия среды. В нашей парадигме система воспитания и обучения не предназначена для того, чтобы обеспечить благоприятные условия для роста лидера, - скорее наоборот, она всеми силами стремится его подавить, и более благоприятной среды для развития лидерских качеств трудно себе представить.
Лидерство оттачивается в момент преодоления препятствий: чем больше проблема, тем эффективней реализуется лидерский потенциал. Если человек преодолевает сопротивление внешнего мира, опираясь на себя, на свои лидерские качества, тренируясь в изощренности, хитрости, гибкости, - это путь к успеху. Если он сдается и, вместо того, чтобы «прогибать» мир под себя, «ложится» под систему, уступает напору «большого брата», начинает руководствоваться разрешенными правилами и освященными процедурами – такой человек не станет лидером никогда.
Триумф воли
Третья необходимая для лидера черта – это амбициозность. Что такое амбиции? Это в первую очередь воля, стремление действовать, чтобы добиться своей цели. Это импульс и вектор того лидерского потенциала, который есть у человека. Выше, в конечном итоге, поднимается тот у кого больше знаний. Самое простое состояние - это «я - амебное». Амеба питается всем, что пригодно в пищу и попадается на е? пути, и становится похожа на то, чем питается. Ресурсы у человека всегда ограничены, и только концентрация на долгий период времени дает возможность добиться конкретной, располагающейся далеко впереди цели. У настоящего лидера должна быть воля к победе – готовность любой ценой достичь поставленной цели и построить иерархию приоритетов, которая позволит сосредоточится именно на том, что наиболее важно для е? достижения.
Физика любви
Четвертый фактор – это любовь к собственному делу. Один из основных законов денег гласит: все, что не приносит удовольствие, не приносит денег. Лидер – это паровоз он пышет энергией, у него ее в избытке, он способен за счет нее поднять и повести за собой. Ведь что такое, по большому счету, бизнес? Это не более чем обмен энергией с окружающим миром. Если такой обмен совершается по обычным законам, то за счет лучше организационных процессов, квалифицированных людей, экономии вы сможете выиграть десятки процентов энергии и получить десятки процентов прибыли, когда вы «овеществите» энергию в деньги.
Настоящий лидер подобен электромагнитному полюсу: когда он «положительно» заражен, он создает ток, движение людей – «электронов» от своей картины мира, где все упорядоченно, к полюсу «отрицательному», к миру, который неупорядочен. Чем сильнее этот заряд лидера, тем больше работы совершают электроны, тем больше работы совершают электроны, тем больше своей энергии они отдают, тем сильней взаимодействуют – и энергетика превращается в синергетику, элементы усиливают друг друга и всю систему в целом. Так десятки процентов превращаются в сотни и тысячи. Но ничего не появляется из ничего: лидер откуда-то должен взять тот энергетический импульс, который он направляет в бизнес. Эта энергия и есть проявление любви – к собственному делу, а в конечном счете – к возможности проявить свой лидерский потенциал. Откуда она берется? Это лучше пояснить примером. Руководитель одной крупной компании как-то раз достаточно спокойно рассуждал, о том, с кем ему остаться - с женой или любовницей. Но когда его спросили, что он чувствует, когда речь идет о бизнесе и новых возможностях. Он перешел на другой язык. «Вы представляете себе мартовского кота?- сказал он. – Если он видит кошку, он начинает дрожать, и внутри него идут волны, мурашки бегут. Вот когда я начинаю думать о бизнесе, у меня внутри – то же самое».
Превзойти всех
Для того чтобы достичь успеха в своем деле, лидер должен быть профессионалом. Он не перестает учиться никогда : курсы, тренинги, семинары – это важная часть его жизни. Лидер интересуется всем, что находится в поле его профессиональных интересов, - и еще немножко всем остальным, чтобы не пропустить что-то важное. Французские ученые посчитали, что если вести отсчет от Рождества Христова, то первый раз объем информации удвоился за полторы тысячи лет, потом - за триста лет, в прошлом веке период удвоения был триста лет, сейчас количество информации удваивается каждые полтора года. И это еще не предел, это только начало. Учитывая глобализацию современного мира и жесточайшую конкуренцию, когда все похожи на всех и на первый план выступает нюансы, можно сделать вывод, что лидером может быть только человек высочайшей профессиональной квалификации. К 30-40 годам лидер должен превзойти всех: если он работает в пределах Санкт-Петербурга, то он должен быть лучше всех в городе, если в пределах России – лучшим в стране, и т.д.
Мир как проявление лидерства
Лидер внутри себя всегда одинок. Это не значит, что вокруг него нет друзей, семьи, любимого человека, но он ничему не позволяет занять в своей жизни главного места. В том числе и работе, даже если это бизнес, который он создал сам, плоть от плоти его. Главное для него – лидерская программа, ее реализация, он ни с кем не делит свое лидерство и свою ответственность, это его личные отношения с миром. Все вокруг него- не более чем проявления его лидерского проекта. Завтра он может поменять бизнес, друзей, семью, начать меньше или больше общаться с детьми, если этого потребует развитие его лидерства. Лидер никому не принадлежит, кроме самого себя. Как правило, он минимизирует свое участие в любых отношениях с другими людьми, которые не являются значимыми для его лидерского проекта. В 90% случаях лидер теряет свои позиции, потому что слишком сильно привязывается – к ребенку, женщине, власти… Он теряет самого себя, свою самоидентификацию как лидера. Кстати, по статистике, средний возраст миллионера в России - 42 года, 87% из них разводятся к 40 годам, и либо остаются одни, либо вступают в брак с теми, кто моложе на 15-20 лет. 20-летнюю девушку проще сделать частью своего лидерского проекта, изменить ее «под себя», чем 40-летнюю женщину, с которой ты вместе уже 20 лет.
От био-логики к би-логике
Лидер прислушивается к своей интуиции чаще, чем все остальные люди. У психологов существует масса способов типизации людей, но все сходятся в одном: тех, кто принимает решение, основываясь на интуиции, не больше 10%. А сколько процентов успешных людей? Практически все исследователи сходятся на том, что 3-4% от общего количества людей на планете. А сколько среди успешных людей тех, для кого интуиция приоритетна? 92%. Это связно с тем, что скорость обработки информации левым полушарием – 16 единиц информации в секунду: это полушарие отвечает за логические операции. Скорость обработки информации правым полушарием - 109 единиц в секунду, то есть миллиард: так работает интуиция. Когда мы принимаем решение о цели, направлении движения с помощью интуиции, происходит то, что психологи называют «гештальт», озарение, то есть мгновенное понимание объекта во всей его целостности, которое базируется на быстрой обработке огромного количества информации, о большей части которой мы даже не подозреваем, потому что наше медленное «логическое» полушарие, до нее, как правило, просто не добирается.
При этом лидер должен обладать би-логическим, бинарным способом мышления. Интуиция нам дана для того, чтобы принимать решения о направлении движения. А вот решение вопроса о том, как туда дойти, - дело логики. Без правого полушария не увидеть правильного направления движения, без левого полушария – не построить правильного пути. Пусть оно более медленное, зато и значительно более дотошное. Там, где интуиция схватывает целое, логика видит детали рельефа – но идти-то нам придется по реальным оврагам, а не по карте. Кстати, существует достаточно простой (хотя и не самый точный) способ определить, какое полушарие у человека более развито. Достаточно сравнить длину мизинца и первых двух фаланг безымянного пальца левой руки. Если мизинец выше, чем эти две фаланги – доминирует левое полушарие, если ниже – то правое. Если разница значительна, бинарное мышление, скорее всего, такому человеку недоступно, и эффективным лидером он не станет.
Итак, для того, чтобы стать богатым, надо в первую очередь быть лидером, а во вторую – не изменять своему предначертанию, своей лидерской миссии. Как раз о богатстве при этом лучше не думать, тем более не ставить себе такую цель. «Ищите Царствие Небесное, а все остальное вам дано будет, - сказал Христос. - Ибо Царствие Небесное внутри Вас».