Интуиция в бизнесе
Любой бизнесмен всегда имеет перед собой поставленную цель, и критерием достижения этой цели есть результат. Ради этой цели мы получаем дополнительное образование, трудимся в выходные, забываем об отпуске. Какие же тайные ресурсы надо иметь, сколько сил потратить, чтобы стать лидером в бизнесе?
Что может дать гарантированный результат в бизнесе? Какие знания необходимы деловому человеку?
- В 2002 году Нобелевская премия в области экономики была присуждена американскому экономисту по фамилии Каханемман. Он, будучи экономистом, доказал, что экономика не является точной наукой. И за это получил Нобелевскую премию! В чем суть его изысканий? Каханемман говорит о том, что в экономике действуют три фактора, которые и определяют успех экономики предприятия. Они же определяют и успешность бизнесмена - человека, который в определенный момент времени принимает какое-либо решение – будь то вопросы инвестирования, приема на работу, увольнения, открытия филиала…
- Что же это за универсальные факторы успеха?
- Первый фактор связан с тем, чем занимается классический менеджмент. Это все то, что преподают в университетах, то, что изучают все студенты. Но Каханемман считает, что это не решающий фактор, определяющий судьбу компании или бизнесмена. Это необходимое, но недостаточное условие, для того чтобы быть успешным в экономике. Поэтому и необходимо задействовать другие ресурсы, которые могут определить лидирующую позицию человека или компании на рынке.
Второй фактор успеха, который называет Каханемман, - это интуиция. Представьте: ортодоксальный экономист, не имеющий образования психолога, считает значимым для бизнеса фактор интуиции! Почему? А потому что в конечном итоге тот инструмент, который принимает решение, называется человек, а не технология. И тогда возникает вопрос: я знаю три технологии, как из этих трех мне выбрать ту, которая будет наиболее эффективна? А если я знаю двадцать? Какую из них выбрать? Если я выберу все двадцать, то только по результатам долгих испытаний смогу понять, которая была эффективнее. И вот тут проявляется необходимость чутья. Правда, Каханемман как экономист не дает строгое определение интуиции. Когда он говорит об экономике, то утверждает, что если решение, которое было принято руководителем, привело к позитивным результатам, то это решение было принято на основе интуиции. А если это решение привело к отрицательным результатам, то оно было принято без использования интуиции. Каханемман интуицию определяет по результатам, по следствию, а не по причине.
Третий фактор, который, по Каханемману, определяет успех в бизнесе, - это эмоции. В ходе своих исследований он доказывает то, что степень точности результатов всегда определяется тем, в каком эмоциональном состоянии находился руководитель в момент принятия решения. Очень часто руководители принимают решения в момент, когда испытывают сильные эмоции – это может быть ревность, зависть, страх, радость и т.д. И чем меньшую по кванту эмоцию испытывает человек в момент принятия решения, тем степень точности решения возрастает. Это обратно пропорциональная зависимость. Чем больше эмоций, тем выше степень вероятности ошибки и, соответственно, менее прогнозируемый результат. Чем меньше эмоция, тем более точное решение в данный момент времени вы принимаете. Каханемман также использует такое понятие, как "атараксия", описывая безэмоциональное состояние человека, идеальное для принятия важных решений.
- Но ведь невозможно добиться этого нуля, этой абсолютной безэмоциональности…
- Но взять из этой информации полезное можно. Если, например, я нахожусь в данное время в сильном эмоциональном состоянии, то лучше с принятием решения повременить. В России у нас по этому поводу говорят так: с проблемой нужно переспать. В армии Наполеона был, например, один стандарт. Если кто-то из солдат-рядовых был обижен на начальство, то он имеет право подать рапорт. Но если он подавал рапорт в тот же день, когда он был обижен, то наказывали и солдата, и командира. Стандарт заключался в том, что рядовой должен подать рапорт на следующий день, после того как его обидели, уже в спокойном эмоциональном состоянии. В кайзеровской армии один из стандартов разрешал проведение дуэли исключительно на третий день после предъявления вызова дуэлянта. Потому что, когда "случается" эмоция, логика умирает. И интуиция тоже. Об этом должен помнить любой бизнесмен, от которого зависит судьба его дела. Просто знание технологий – организаторских, маркетинговых, менеджерских - еще не является достаточным условием для того, чтобы стать успешным. Зона причин успеха находится в бессознательном. За это Каханемман и получил Нобелевскую премию.
- Можно ли научить интуиции?
- Естественно. Это, по сути, выведение подсознательного на уровень сознательного. Можно научиться отличить, дифференцировать, формализовать информацию, которая идет от интуиции, из бессознательного. Нейрофизиологи, психологи, занимающиеся вопросами работы мозга человека, говорят о том, что мы используем возможности своего разума не более чем на 30% .(Эйнштейн, кстати, категорично утверждал, что эта цифра равняется 1%). Это означает, что большая часть принимаемых нами решений основана на информации бессознательного.
- В решении каких вопросов интуиция может иметь определяющее значение?
- В день мы принимаем до пяти тысяч решений. Начиная с того, проснуться или ещ? понежиться в кровати… Подавляющее большинство людей принимают решения, основываясь на логике, на опыте, на здравом смысле. Но логика – это вопрос сознания, опыт – это не вопрос бессознательного. Но есть часть людей, которые принимают решения, основываясь не на опыте, а на «внутренних» ощущениях. Мы отличаемся друг от друга по способу ввода, обработки и выведения информации: выделяются так называемые "визуалы", "аудиалы", "кинестеты" и "дискреты". Визуалов порядка 80 %, аудиалов до 15 %, и остается 5 % кинестетов и дискретов. Но если мы возьмем такую целевую аудиторию, как успешные хозяева собственного дела (это приблизительно 2-3% общества), и проведем здесь анализ, то окажется, что среди них кинестетов вместе с дискретами окажется 90%. Это означает, что среди успешных бизнесменов подавляющее большинство - люди, которые принимают решения, основываясь на интуиции. И мы снова убеждаемся в справедливости формулы Каханеммана – знания плюс интуиция минус эмоции.
- Вот она - формула успеха, запатентованная и "нобелевкой" припечатанная…
- Да. И это не единственная формула, которая должна быть в арсенале современного бизнесмена. Вот, к примеру: что есть деньги? По сути, это эквивалент качества и количества энергии, вложенной в товар или услугу. Чем больше у меня энергии, тем больше у меня денег. Соответственно, чем меньше у меня энергии, тем меньше у меня денег. И дальше стоит вопрос поиска, сохранения, преумножения энергии и как следствие - денег. А если придумать формулу энергии, но не на уровне физики, а на уровне психологии, то количество и качество энергии будет равно интуиции, помноженной на волю.
Ресурсы человека и предприятия всегда ограничены, а значит, стоит вопрос об эффективном их использовании. Время, деньги, здоровье, связи, знания, опыт – все эти ресурсы я могу инвестировать в решение какой-то задачи. Но моя профессиональная подготовка не является гарантом того, что я, вложив 10 тысяч, получу 30. Гарантами этого станут интуиция и воля. К примеру, я хочу стать великим боксером, и моя интуиция говорит мне, что это возможно. Поэтому я накупил видеокассет Кличко, Тайсона, лег на диванчик, развлекаюсь, смотрю, изучаю техники ведения боя. Интуиция мне дала правильное направление, но если у меня нет воли, стремления к достижению результата, то, какое бы направление интуиция мне не показала, ничего не получится. После того как интуиция ответила на вопрос "куда идти", е? функция выполнена. Бессознательное сказало: иди сюда. А потом нужно сознание, воля, для того чтобы ответить на вопрос "как достичь цели". Следовательно, нужно выбрать технологию, инструменты, знания, опыт, навыки, ответить на вопрос "как". Если мы уберем интуицию из этой формулы и оставим волю, то возникает проблема: у меня железная воля, но я прилагаю е? к тому, чтобы продавить, например, изначально неправильное решение. К каким результатам я приду? К таким же неутешительным, что и большинство населения в нашей стране. Вот такие закономерности. Поэтому интуиция без воли ничего не значит. Да и воля без интуиции ничего не стоит.
- Можно ли сказать, что интуиция - это наш ресурс?
- Да, это самый козырный ресурс. Это ресурс бессознательного. Это ресурс, который имеет стопроцентную точность. Это ресурс, который однозначно, настойчиво ведет Вас к успеху, точности или же вытягивает Вас из любого «дерьма», в которое Вы иногда попадаете. Следовательно, нужно принимать решение на основе интуиции, а логику включать уже потом. Большинство же населения, отвечая на вопрос, куда идти, принимать или не принимать потенциального клиента на работу, открывать или не открывать филиал и т.п., используют вместо интуиции сознание, опыт, матрицу и поэтому зачастую оказываются вне игры. Человек ищет, что у него есть подобное в опыте, но в одну и ту же воду дважды войти невозможно. Достаточно изменения одного-двух составляющих в ситуации, и нужно предпринимать уже другие действия. Люди не добиваются успеха, потому что у них в сознании работает алгоритм, все ответы они вытаскивают из классической экономики. А классическая экономика дает лишь инструменты, с помощью которых можно реализовать принятое на основании интуиции решение.